(3 декабря 2015) Совсем недавно в Москве прошла Вторая российско-казахстанская Школа молодежной дипломатии, организованная Посольством Казахстана в РФ совместно с Высшей школой экономики.
Этот новый образовательный проект был создан в прошлом году для укрепления гуманитарных связей двух государств. Проект интересен тем, что нацелен на подрастающую элиту – слушателями школы являются в основном будущие дипломаты, политологи, историки и журналисты.
Открывая двухдневный семинар, Советник-Посланник Посольства Казахстана в России Ерлан Байжанов отметил, что тесное профессиональное общение казахстанской и российской молодежи чрезвычайно важно с точки зрения укрепления двусторонних отношений.
– Есть экономические скрепы, но есть и духовные скрепы между нашими народами, и они могут формироваться благодаря таким форматам, – заявил дипломат. – Цель проходящих занятий – содействие диалогу молодежи двух стран в контексте развития интеграционных процессов, а также развитие молодежной общественной дипломатии. Мне кажется, инициированная нами Школа – это реальный инструмент с точки зрения развития представлений молодежи двух стран друг о друге. Нам важно, чтобы студенчество Москвы, будущие дипломаты, политологи, журналисты больше знали о Казахстане, имели адекватное представление о политике, которая проводится нашим государством, о казахстанско-российских отношениях.
По словам Советника-Посланника, после прошлогодней школы Посольство получило множество позитивных отзывов студентов – и казахстанских, и российских, поэтому в нынешнем году решено было этот успешный проект продолжить.
Год назад главной темой была евразийская интеграция. Теперь в качестве ключевой темы была выбрана сфера публичной дипломатии – национальные бренды, современные коммуникационные стратегии государства. Участниками Школы стали более 100 студентов ведущих российских ВУЗов: МГУ, НИУ ВШЭ, МГИМО, РУДН, РАНХиГС. Мастер-классы провели специалисты в области маркетинга территории, брендирования, социальных коммуникаций и PR.
Куратор курса «Маркетинг и бренд-менеджмент» в Британской школе дизайна Андрей Пуртов подчеркнул, что для создания привлекательного бренда страны необходимо осуществлять проекты, интересные для массовой аудитории. В частности, отметил он, для Казахстана «Экспо-2017 Астана» представляет такой крупный ивент, с которого можно развивать национальный бренд, поднять его нулевой точки.
– Тогда страну будут выбирать: будут инвестировать, приезжать в туристические поездки, на работу, будут позитивно отзываться в блогосфере. Вот для всего этого и нужна, в том числе, молодежная дипломатия, потому что только официальных каналов сейчас недостаточно, – подчеркнул эксперт.
В своей лекции Андрей Пуртов рассказал студентам и о «soft power». По сути, именно они ею и должны быть.
«Доверие к институтам сильно изменилось, – сказал он. – Люди верят больше блогерам, чем политикам. В такой ситуации порой гораздо более эффективно инвестировать в коммуникации, которые делаются по неофициальным каналам. Популярное сейчас понятие «мягкой силы» заключается в воздействии на определенные целевые аудитории через молодежную дипломатию, через блогеров, через публичные фигуры, и оно может определять восприятие страны даже в большей степени, чем информация из официальных источников».
Школа молодежной дипломатии – это тоже своего рода soft power, попытка победить в борьбе за умы молодежи. Ведь будущие отношения между странами во многом зависят от того, как сейчас относятся друг к другу представители нового поколения государств.
Доцент Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ и вице-президент Компании развития общественных связей Ольга Пескова прочла лекцию «Инструменты PR-продвижения национального бренда». Она также выразила уверенность, что движение, которое создается в рамках Школы молодежной дипломатии, получит продолжение в новых идеях и творческих решениях.
– Самое главное приобретение участников Школы – это новые контакты и опыт совместной работы, которые пригодятся в будущем, – подчеркнула она.
Слушатели Школы смогли также основательно познакомиться с такими интересными темами, как «Евразия: брендинг нового исторического субъекта» (доцент Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Павел Родькин), «Территориальный маркетинг: вчера, сегодня и завтра: успехи и провалы» (преподаватель РАНХиГС Павел Морозов) и «Маркетинг места: страновой брендинг без брендинговых иллюзий» (руководитель программы «Маркетинг территорий» НИУ ВШЭ Константин Гаранин).
Завершилась школа деловой игрой «Строим бренд вместе», проведенной бизнес-тренером Амиром Тагиевым, в ходе которой пять команд представили свое видение развития территориального бренда российских и казахстанских городов: Тараза, Караганды, Урюпинска, Канска и Ургунтаса.
Судя по отзывам, слушатели курса в дальнейшем готовы активно работать над улучшением образа своих стран.
– Думаю, каждый гражданин страны должен ставить такую цель – чтобы его страна была узнаваема за рубежом, – сказала студентка филологического факультета МГУ им. Ломоносова Куралай Талапкызы.
– Мне это интересно для написания научной работы, – отметила Анна Иванова из МГЛУ им. Мориса Тореза. – Я в течение лет трех отслеживаю, что происходит в отношениях России и Казахстана. Динамика явно положительная. Евразийский союз как таковой сложился.
– Я будущий дипломат, интересуюсь Азией, в том числе и казахстанской культурой, – рассказала студентка 4 курса РУДН им.П.Лумумбы Алина Набара. – Сегодня получила много полезной информации. Я очень довольна сегодняшней встречей, приобрела новых друзей, с которыми я мыслю одинаково. Это большая редкость в наше тревожное время.