(30 июня 2021) Аксакал из поселка Акши Алматинской области много лет назад купил двух верблюдов. Это была не просто тяга к экзотике, он поставил амбициозные цели: экспортировать сухое верблюжье молоко и шубат в Россию, Китай и ряд стран Европы.
Разведением верблюдов семья Сулеймановых – отец и два его сына из Алматинской области – занимаются без малого два десятка лет. Сейчас в их стаде 70 голов, а начиналось крестьянское хозяйство всего с двух животных. Дело, как признаются фермеры, идет неплохо, но они уверены, что могло быть и лучше.
Какие есть тонкости в разведении верблюжьей фермы, узнали корреспонденты Sputnik Казахстан, побывав на месте и увидев все своими глазами.
Дорожные заметки
Наше путешествие на верблюжью ферму началось ранним утром, когда яркий солнечный диск неохотно и медленно выползал из-за алматинских предгорий, метр за метром заливая светом нового дня почти пустые улицы мегаполиса.
На место назначения нам нужно было попасть не позже полудня: именно в это время начинается дойка верблюдиц, недавно принесших потомство. По приблизительным прикидкам, проделать путь в 140 километров мы должны были за пару часов. Но, как известно, в дороге бывает всякое, а опоздать было никак нельзя.
Переживания не были напрасными: большая часть нашего пути проходила по трассе Алматы — Нур-Султан. Ну, как по трассе… Она, соединяющая два крупнейших города страны, не похожа на современную автомагистраль и больше напоминает дорогу максимум областного значения — даже после проведенного местами ямочного ремонта. Тем не менее в одиннадцатом часу дня мы въехали в поселок Акши, а еще через несколько минут остановились у дома, где живет семья фермеров.
Что полезнее — саумал или кумыс, и кому они противопоказаны
У ворот нас встретил высокий, поджарый молодой человек. Как позже выяснилось — младший сын фермера.
— Ердаут, — коротко представился он. – Со мной вы говорили по телефону. Если хотим успеть, выезжать нужно сразу. До фермы еще двадцать километров.
Работа на совесть
Как только мы оказались в степи, голову буквально вскружил запах степного разнотравья: цветущий тамариск, ковыль, верблюжья колючка, полынь и ароматы десятков других растений смешались в непередаваемый воздушный «коктейль», надышаться которым городскому человеку, казалось, невозможно.
Время в пути пролетело незаметно, и за полчаса до полудня мы остановились у небольшого, но добротного домика, в сотне метров от которого расположились загоны для животных.
Несколько верблюдиц, уже пришедших на дойку, высокомерно наблюдали за нами издалека, но вмиг оживились, когда из дома к нам на встречу вышли Куантай и Камажай – семейная пара с пятью детьми, как принято говорить, «мал мала меньше», которая вот уже на протяжении года живет здесь и ухаживает за животными.
— Они больше десяти лет работают с верблюдами, знают все тонкости ухода и дойки. Если заболеет животное, знают, что делать. Живут здесь постоянно, все необходимое у них есть. Зарплата ежемесячная. За работу получают 180 тысяч тенге, — кратко объясняет Ердаут.
Сила номада: как казахи укрощали верблюдов – кораблей степи
Пока мужчины обсуждают новости, Камажай времени не теряет: поприветствовав гостей кивком головы, с ведром она идет к своим подопечным. Верблюдицы терпеливо ждут. А вот их малыши, закрытые в загоне неподалеку, активничают. Знают, что после дойки к мамам подпустят и их.
— В среднем за одну дойку каждая верблюдица дает от трех до шести литров молока. Обычно их доят утром и вечером. В обед — только тех, у которых недавно появились верблюжата. Сейчас мы ежедневно доим шестнадцать верблюдиц. Получается 52-53 литра молока, из которого потом готовим шубат, — рассказывает Ердаут.
По его словам, проблемы с продажей шубата нет: напиток, который является сильнейшим природным энергетиком, разбирают на заказ, пока он еще в пути в Алматы.
— Клиенты звонят, спрашивают, почему им постоянно не хватает. Обижаются. Но мы продаем только свою продукцию, оригинальную. Не обманываем никого. Сколько есть – столько есть. Работаем на совесть. Нас так воспитали, — объясняет фермер.
«Во сне» и наяву
Дневная дойка уже подходила к концу, когда мы попросили хозяина фермы показать основное стадо. Но, как оказалось, преодолеть расстояние в несколько километров по пересеченной местности на авто — задача почти неразрешимая. Самый надежный транспорт здесь – лошадь.
Верблюд вытащил внедорожник из сугроба — видео
Для таких, как мы, кто лошадьми не располагает, единственный шанс увидеть верблюдов в степи – запустить квадрокоптер, что мы и сделали. Потрясающий вид сверху неторопливо передвигающихся по степи огромных животных сразу напомнил давно известную ассоциацию верблюдов с кораблями пустыни.
Естественный мой вопрос о том, почему бы не начать более активное развитие хозяйства, ведь 200 гектаров арендной земли позволяют держать больше животных, врасплох Ердаута не застал.
— Конечно, хотим развиваться. Хотим голов 500 держать, как минимум. Ведь спрос не только на шубат, но и на сухое верблюжье молоко, которое очень востребовано в Китае, в европейских странах. Но пока не получается. Цена каждого верблюда начинается от миллиона тенге.