(12 февраля 2019) В Москве в Доме кино состоялась премьера фильма «Айка» российского и казахстанского режиссёра Сергея Дворцевого. Главную роль сыграла Самал Еслямова, казахстанская актриса, завоевавшая приз Каннского фестиваля за главную женскую роль.
Фильм «Айка» рассказывает о молодой киргизской девушке по имени Айка, которая живёт и нелегально работает в Москве. После рождения сына она оставляет его в больнице. Однако через некоторое время её материнский инстинкт приводит к отчаянным попыткам снова обрести ребёнка.
Московская премьера прошла при полном аншлаге и со всеми полагающимися для такого случая атрибутами: красная дорожка, шампанское и кинобомонд. Самал принимала поздравления и цветы, Сергей регулировал технические нюансы мероприятия. К ним выстроилась очередь из журналистов, но нам всё-таки удалось поговорить с Самал Еслямовой, которая поделилась с нами своими инсайтами и планами.
— Самал, как вы относитесь к своей героине?
— Это уже как часть тебя, что-то близкое. Я посвятила этому часть своей жизни. Конечно, ты пропускаешь это всё через себя. Только через свой ум и сердце начинаешь понимать, только так получается.
— Во время показа в Каннах фильм ещё не был до конца готов, режиссёр не раз говорил об этом. Сейчас прошло уже много премьер, значит ли это, что работа над фильмом полностью завершена?
— Да, мы летом переделывали это всё.
— Как фильм принимали за границей?
— Премьеры состоялись уже много где. В Казахстане очень хорошо принимали, в Америке. Мы очень много говорили со зрителем, хорошие были показы.
— Что в съемках потребовало от вас наибольших усилий?
— Физическое было самым главным. Потому что актёрски мне не было сложно, почем-то. То ли мы так хорошо изучили материал… Конечно, сложно было тогда, когда надо было много репетировать и ждать. Очень много было непрофессиональных артистов, с которыми Сергей занимался отдельно, делал тренинги. Мы помогали и понимали, что, если не получается, нужно переснимать и переделывать, потому что артисты непрофессиональные.
— Вы сейчас снимаетесь и в России, и в Казахстане. Можете сравнить российский и казахстанский кинематограф?
— Я не могу так сравнивать в масштабах государств, мол, «в Казахстане это хорошо, в России – вот это». Всё-таки, режиссёр делает атмосферу, всё зависит от него. Для меня искусство не имеет границ, и для меня нет разницы, снимаюсь ли я в Казахстане или в России.
— Как вы попали в «Айку»?
— Был кастинг. Ассистенты Сергея Дворцевого из его первой художественной картины «Тюльпан» ездили по Казахстану, искали артистов. Вот тогда я пришла туда случайно.
— В одном из своих интервью Сергей говорил, что сразу понял, что вы должны сыграть главную роль. Когда вы поняли, что хотите сниматься именно в этой картине?
— Мне очень понравилась тема картины, которую Сергей озвучил. Это тема мамы и ребёнка. Меня это заинтересовало. Детей у меня пока, к сожалению, нет, но у меня есть мама. Когда я училась в Москве и каждый раз уезжала от мамы, я очень скучала. Момент отъезда был всегда самым тяжелым, очень хотелось обратно к маме.
— Самал, вы сделали большое, хорошее кино, которое заставляет душу работать. А что на ваш взгляд является большим и хорошим кино?
— Конечно, я фанат кино. Я очень люблю иранское кино, например. Они делают это как-то по-настоящему, с душой. Когда я смотрю фильм, я всегда хочу поверить. Часто бывает, вижу, что это всего лишь кино. А мне хочется поверить, что это настоящая жизнь. И вот когда я вижу и верю в то, что это чья-то жизнь и я будто в неё заглянула и случайно увидела происходящее, для меня это и есть показатель большого кино.
— Поделитесь планами, над чем вы сейчас работаете?
— Сейчас проходят премьеры «Айки» и мы занимаемся продвижением… Нет, «продвижение» – какое-то не такое слово. Мы занимаемся представлением фильма. А весной будут новые проекты, в которых я задействована. А до весны можно пока отдохнуть (улыбается).