Перейти к содержимому
РОО «Национально-культурная автономия казахов Республики Татарстан «Казахстан»»

РОО «Национально-культурная автономия казахов Республики Татарстан «Казахстан»»

Основное меню
  • Портал
  • Главная
  • Об организации
    • Руководство
    • Структура
    • Документы
    • Контакты
  • Новости
  • Медиа
    • Видео
    • Фото
  • Гостевая
  • Главная
  • Новости
  • Казахи — какие мы

Казахи — какие мы

admin 26.02.2018

(26 февраля 2018) Казахи являются коренным населением Казахстана. В смежных с Казахстаном странах казахи составляют значительную часть населения. К примеру, в России казахи живут в Астраханской, Оренбургской, Самарской, Омской, Тюменской областях, а также в Алтайском крае.

В Китае казахи компактно проживают в Или-Казахском автономном округе.  Казахов можно встретить в Узбекистане, Туркменистане, Кыргызстане, причем живут они на территориях всех этих вышеперечисленных государств испокон веков.

Мы: казахи

Живем: в Казахстане, в России, а также во многих странах за пределами Казахстана

Говорим: на родном казахском, на русском, и сейчас стремимся овладеть ещё и английским языком

Исповедуем: ислам

Менталитет:

Казахи — одна из самых гостеприимных и дружелюбных наций. Они известны своим уважительным отношением к старшему поколению и семейным традициям.

Казахский народ гордится своей историей и культурой, они помнят и чтят все подвиги батыров и с удовольствием поделятся рассказами о победах и завоеваниях.  Вызывает уважение и тот факт, что практически каждый казах знает о своих предках вплоть до седьмого колена. Может, это связано с тем, что еще с древних времен в народе существовал запрет на браки между родственниками как раз до седьмого колена. Сегодня даже ребенок знает и помнит имена своих самых дальних родственников.

 Люди в Казахстане очень бережно относятся к традициям своего народа и умело следуют им в современном мире. В квартире казахской семьи может быть новый евроремонт и техника, но на полу будут разложены традиционные корпеше (мягкие узкие расшитые национальными узорами «матрасики», на которых можно сидеть и отдыхать) и подушки.

Маленькие дети легко осваивают компьютеры и говорят на английском языке, а их бабушки всё еще носят национальные наряды и украшения. Но, несмотря на такое различие, в таких семьях царит любовь и взаимопонимание. Детей с детства учат уважать и почитать старших, но и сами родители должны с большим уважением и любовью относиться к своим детям. С древних времен сохранились поговорки: «Дома хорошо, когда в нем дети играют», «Без детей в доме нет счастья» и другие.

Традиционная кухня

Основные блюда казахов являются мясными. Среди них особое место занимает наиболее распространенное блюдо, именуемое в казахском языке ет, что означает в переводе собственно мясо. Русские наименования блюда — мясо по-казахски, бешбармак (адаптация к казахскому языку — бесбармак). Также популярны куырдак (жареные кусочки печени, почек, легких, сердца, кишок и т. п. с картофелем), кеспе (лапша), сорпа (мясной бульон), ак-сорпа (молочный суп с мясом, или просто мясной суп с куртом), «сiрне» (приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем) и «палау» (плов по-казахски с большим количеством мяса), салма (суп из мясного бульона и теста от бесбармака или домашней лапши).

К мясным блюдам также относится и казахский вариант мант из мяса с тыквой, традиционным способом приготовления которых является готовка на пару на особом многослойном деревянном подносе, устанавливаемом на казан с кипящей водой вместо крышки. К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы — казы (колбаса из конины, делится по степени жирности), карта, шужык, а также особенная часть конины — жал. В кухне также используется вяленое и копченое мясо, по понятным причинам это распространено в сельской местности. Ранее к основным блюдам также относился когда-то популярный у кочевников фаршированный желудок, запекаемый в золе или закопанный под костром на пастбище в степи (чем-то похож на хаггис), но сейчас данное блюдо является редкостью среди оседлого населения, его чаще готовят живущие в степи вместе со своим скотом.

Из рыбных блюд наиболее известен «коктал», который готовится из крупной рыбы (3-5 кг) с овощами путём горячего копчения в коктальнице.

Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже верблюжатина (каз. төрт түлiк мал — «четыре вида скота»).

Использование рыбы и морепродуктов традиционно для жителей побережья Каспия и Арала, рек Сырдарья, Урал, Иртыш и других водоемов. В связи с кочевым образом жизни птицу не разводили, она присутствовала лишь в качестве дичи у охотников. Свинина не используется вообще, так как ислам не допускает её потребления.

Кроме мясных блюд, существует большое разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс (взбродившее кобылье молоко), шубат (кислое верблюжье молоко), айран (вид кефира), каймак (сметана), килегей (сливки), сары-май (подсоленое сливочное масло), катык (среднее между простоквашей и творогом), курт (твердый солёный творог или солёный сыр), иримшик (твёрдый сыр из овечьего молока), уыз (варёное молозиво, похожее на мягкий сладкий творог), шалап (смесь воды с молочными напитками), коже (молочный напиток со злаками) и др.

Одним из традиционных молочных блюд является аклак. Цельное коровье молоко сгущают простоквашей из овечьего молока. После кипячения образовавшуюся жидкость сливают. В готовый аклак добавляют кипячёное молоко, сливочное масло.

Традиционный хлеб трех видов: баурсаки — жаренные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста, тандырные лепешки — печённые на внутренней стороне тандырной печи и шельпек — лепешки которые жарятся в кипящем масле. Наиболее распространёнными являются баурсаки и шельпеки, так как они легко готовятся в походных условиях — в казане, и ныне традиционно готовятся для любого праздника, несомненно, являясь дополнительным украшением праздничного стола, в то время, как тандырный хлеб требует тандырных печей и пекли его в основном в оседлых местах.

Основные разновидности традиционного хлеба: таба-нан (сковорода-хлеб) — лепешка, испечённая на углях (тесто печётся меж двух сковород), баурсак (маленький колобок), шельпек (тонкая лепёшка), шек-шек (чак-чак) и тандыр-нан.

 К известным сладостям, помимо шек-шека, относится полузабытый «шертпек» — это смесь меда и конского жира от «казы», в основном было на дастархане у казахских баев. Можно также перечислить: «талкан» (национальное казахское блюдо, относится к закускам, готовится из прожаренной, хорошо высушенной, растолченной пшеницы. Употребляется с холодным или горячим молоком, или горячим чаем. Часто перед употреблением смешивается с сахаром.), «жарма», «жент», «балауыз», «балкаймак».

Из напитков основным является чай. Любой дастархан начинается и заканчивается чаепитием. Причём чай по-казахски — это крепкий чай со сливками или молоком. Потребление чая жителями Казахстана одно из самых высоких в мире — 1,2 килограмма в год на человека. Для сравнения, в Индии оно составляет лишь 650 граммов на душу населения.

Народное творчество

Народное творчество казахов, уходящее своими корнями в глубокую древность, этническую историю, представлено героическими сказаниями, лирико-эпическими поэмами, преданиями, легендами, созданными преимущественно на основе пережитых народом исторических событий. Первоисточниками их могли быть краткие повествования о подвиге людей, отличившихся воинской доблестью; рассказы о несчастной трагической любви молодых, бросивших вызов несправедливости; здоровая стихия народной фантазии, проявлявшаяся в борьбе с силами природы.

Большой популярностью всегда пользовались айтысы акынов – уникальные, сохранившиеся только у казахов, поэтические состязания певцов-импровизаторов, которые собирали большое количество любителей народной поэзии. На айтысе с представителем противоположной стороны акын восхвалял свой род, его людей, мгновенно слагая свои поэтические импровизации. Другой акын тоже приводил в пример достоинства и доблести своих сородичей, их щедрость и сердечность. Приз доставался тому, кто выходил победителем из этого состязания в стихах.

 Музыкальный инструмент 

Домбра —  самый любимый и самый распространенный щипковый казахский музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. Существуют два приема игры на домбре — путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипыванием струн. В руках опытного исполнителя домбра способна передать все оттенки состояния души и переживаний человека. Не случайно свое мудрое решение бии озвучивали, взяв в руки домбру. Влюбленные юноши в звуках домбры видели лучезарность красавиц и слышали перезвон кос-алки – серег и шолпы, вплетенных в косы любимых. Кроме домбры казахи играют на таких музыкальных инструментах как кобыз, жетиген, адырна шертер и многие другие.

Народные игры (подробное описание игры)

Традиционные национальные праздники

У казахов есть множество национальных игр, одной из особенностей которых является проверка на силу и выносливость. Чаще всего такие игры имели состязательный характер,и так как образ жизни казахов был тесно связан со скотоводством, в том числе и с разведением лошадей, многие игры связаны с конными скачками. Это такие  игры как Қыз қуу, Тымақ ұрып жығу, Бәйге Аламан,Бәйге и другие.

Очень популярной является игра в асыки-альчики. Игра в альчики довольно схожа с русской национальной игрой в бабки, главное отличие которой в том, что в ней используются в основном кости крупного рогатого скота, которые крупнее, чем альчики. Альчики — одна из самых распространённых детских игр в Центральной Азии, и в Казахстане в том числе. Играют в неё в тёплое время года на воздухе. Суставы предварительно вывариваются или берутся из употреблённой в пищу баранины. Обычно каждый игрок имеет свой набор альчиков, но допускается использование общего набора при индивидуальных битах. Простые альчики иногда раскрашиваются в разные цвета, они ценятся в зависимости от своего размера и веса и имеют разные названия. Главный альчик, «сака» (обычно это альчик большого размера) имеет наибольшую цену. «Сака» обычно берется из не вареных суставов, потому что в процессе варки кость теряет в массе, что плохо отражается на ударной силе. Для большей устойчивости «сака» обычно заливается свинцом. А у ханских и султанских детей, «сака» заливался даже золотом. Альчики расставляются в ряд. Игрок бросает с расстояния нескольких метров альчик-биток, которым нужно выбить другие альчики из кона (круга). Также необходимо, чтобы биток встал в определённую позицию. Игра в альчики развивает глазомер, вырабатывается ловкость.

Казахские обычаи и традиционные праздники поражают своей красочностью, богатством смыслового наполнения и в полной мере отражают сущность казахского национального характера – открытого, гостеприимного и стремящегося жить в гармонии с окружающим миром.

Наурыз. Самый долгожданный и радостный праздник у казахского народа – это Наурыз мейрамы (“рождение весны”), торжество весеннего обновления. Наурыз возник у народов Востока задолго до принятия мусульманства, поэтому лишен религиозной обрядности и направленности. По восточному календарю Наурыз — первый день нового года, который совпадает с днем весеннего равноденствия. Иными словами, это древний праздник Нового года. У него есть и другое название: Улыс Куны (“Первый день Нового Года”) или Улыстын Улы Куны (“Великий день народа”).

Сундет. Обряд обрезания крайней плоти —  это религиозная традиция. Этот обряд впервые появился в арабских странах, а за тем распространился по всем мусульманским народам. Сундет — той считается важным и радостным событием в жизни мальчика. По словам одного из имамов мечети г. Астана, сундет один их главных религиозных обрядов в Казахстане и во всем мусульманском мире. Все родители придерживаются этой важной традиции.

 Словарь

Здравствуйте! – Сәлеметсізбе!

Как Ваши дела? – Жағдайңыз қалай?

Как Вас зовут? —  Атыңыз кім?

Вы откуда приехали? – Сіз қайдан келдініз?

Передавайте привет! — Сәлем айтыныз!

Аман-сау болыңыз!- Будьте здоровы и благополучны!

Поговорки

Гүл өз жерiнде ғана – гүл, адам өз отанында ғана – адам — Цветок лишь на своей поляне – цветок, человек лишь на родине – человек

Өзіңнің ғажайып Отаныңды ұмытпа, өз туған жеріңе ешқашан соқпай өтпе — Свою Родину прекрасную никогда не забывай, места, где ты родился, никогда не обходи.

Жеті атасын білмеген — жетімдіктң белгісі.- Если до седьмого колена своей родословной не узнаешь — сиротой прослывешь.

Бала – көңiлдiң гүлi, көздiң нұры.- Дети – цветы души и свет для глаз.

Бесіксіз үйде береке жоқ.- В доме, где колыбель не качают, уюта не бывает.

Национальные обряды

Бесик салу

У казахов существовал интересный обычай — бесик салу, в переводе означающий «класть в колыбель». Этот обычай доверяли киндик шеше (вторая мать- женщина, которая резала пуповину). Она накрывала младенца семью вещами: специальным одеялом, халатом, кибинеком (войлочным плащом), шубой и сверху, если младенец мальчик, клали узду и нагайку, для того чтобы он вырос хорошим наездником и нож, чтобы отпугнуть злых духов, а если младенец девочка — зеркальце и расческу, чтобы она выросла красавицей.

Шашу

Шашу – осыпание. Во время радостного события (свадьба, сватовство и т.д.) на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Дети с радостью собирают разбросанные конфеты. Казахи верят, что сладости, подобранные во время «Шашу» приносят удачу.

Жети Ата (Жеты Ата).

«Жети ата»(«Жеты ата»)  – в переводе означает «семь поколений». Согласно казахскому обычаю «Жети ата»(«Жеты ата») все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений предков и запрещает браки внутри рода.

 http://kazislam.kz/ru/maqalalar/item/489-eislam

Продолжить чтение

Назад: Казахстанские шорт-трекисты выйдут на старт в четвертьфинале Олимпиады
Далее: Этнодеревню построят для национальных объединений в Актобе


ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ КОНСУЛЬСТВА
КАЗАХСТАНА В ТАТАРСТАНЕ

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 


bn-of-rt bn-uslugi bn-ufms bn-anrussia bn-prch
 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57